Экстремально низкий паводок после теплой зимы прогнозируют в волжских регионах

«Волга, даже зимнего паводка нет. Здесь плюс минус метр, был зимний паводок, а сейчас вот, где вода идет. Уже воды нет», – говорит руководитель культурно-оздоровительного центра Николай Дружков.

Здесь все очевидно: песчаный берег отвоевывает пространство. Уровень воды в крупнейшей реке Европы снизился. Николай Дружков живет на левом берегу больше 40 лет. По опыту знает, судить о весеннем паводке в эти даты – преждевременно. И все же тревожится: ведь отсутствие большой воды может сказаться на мелких ериках и заливных прудах.  

«Когда у нас в Ерике наполняется до 3000, вода начинает заходить. То есть по кубатуре сброса она идет. Будут 20 сбрасывать, будет вот здесь вода», – объясняет Николай Дружков.  

Это озеро Два брата – одна из жемчужин Волго-Ахтубинской поймы. Летом понежиться на лоне природы приезжают сотни туристов. Питается водоем родниками, но большую часть влаги получает в весенний разлив. 

«В последние годы все меньше и меньше воды каждый год. Когда было хорошее половодье, была и хорошая рыба. Вся окраина поймы Среднеахтубинского района, там все запитываются от скважины, от питьевых колодцев. Если не будет воды в пойме, это все будет пересыхать. Если еще и в Волге не будет воды, сохнуть начнут деревья, дубы. Вот растет зеленый дуб и падает», – рассказывает руководитель культурно-оздоровительного центра Николай Дружков.

Угроза маловодья беспокоит и рыбаков.

«Считай, еще больше не будет рыбы. Пять-шесть лет долой. Малька нет. В следующем году приплода нет, еще через год приплода нет. И так все будет дальше», – считает рыбак.

Согласно научным наблюдениям, объем паводковых вод уменьшается вот уже два десятилетия. 

«2019 год, тоже много в СМИ об аналогичной проблеме говорили. Люди живут. Естественно там была катастрофа, естественно, и земноводные, и рыбы пострадали. Изменения могут затронуть не только жаб, лягушек и каких-то насекомых, но и аистов, цапель, уток. Все, что у нас у воды и на воде питается. Конечно, мы должны не забывать про рыб», – рассказывает доцент Института Экологии РУДН имени Патриса Лумумбы, член Общественного совета Минприроды России Владимир Пинаев.

Теплая зима просто не позволила накопить снежного покрова. А он напрямую влияет на паводок.

«В верховьях Волги и в ее притоках на сегодняшний день мы имеем запасы 68 % от средней многолетней величины. В прошлом году, в 2024, мы помним, был достаточно снежный год, снегозапасы были значительные. Так в прошлом году у нас было 109 % от средних многолетних значений», – говорит заместитель руководителя Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального Агентства водных ресурсов Наталья Гладкова.

Неоднозначной зима выдалась и в других регионах, расположенных на Волге. В Самаре в январе поле с озимой пшеницей превратилось в каток! Высокого воздушного снежного покрова здесь тоже не дождались.

Если самарским аграриям впору вооружаться лопатами, то в Ульяновской области спасатели взяли в руки бензопилы. Здесь к прохождению талых расчищают русла малых рек и притоков.

«Проводится распиловка, раскряжовка и уборка стволов деревьев, чтобы обеспечить пропуск паводковых вод по реке Сельдь», – рассказывает начальник Поисково-спасательной службы Управления гражданской защиты г. Ульяновска Константин Старостин.

Специалисты сходятся в одном: каким бы ни было весеннее половодье, ситуацию необходимо контролировать. Плотины Волжско-Камского каскада воду все равно сбросят. А новая, специально построенная, система гидроcоружений Волго-Ахтубинской поймы сможет ее задержать.

Новый прогноз Росгидромета специалисты ждут уже в начале марта.


Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен


Перейти на сайт