Дали клятву не забывать: участница Сталинградской битвы рассказала о тяготах войны
В свои неполных сто лет (юбилей через четыре месяца) Мария Михайловна Рохлина частый гость в городе-герое. Обязательно бывает на Нижнем Тракторном.
Здесь, на берегу Волги, за кадетским корпусом Следственного Комитета России, знаковое для нее место вот уже более 80 лет. Здесь со своими боевыми товарищами она поклялась в верности Сталинграду.
Она не дает забыть и другим. Работает в Московском городском совете ветеранов.
Юной медсестричкой попала в Сталинград, застала первую жуткую бомбежку 23 августа.
Позже ее «полем битвы» стали цеха Тракторного завода. Не менее смертельными для защитников города, чем снаряды были морозы. В одном из крайних цехов санинструктор Маша едва не замерзла во сне, пытаясь согреться.
Ее нашли замерзшей, посчитали погибшей, сняли, как было заведено, теплую одежду. Спасло то, что дернулась нога. Своих спасителей увидела 30 лет спустя на встрече с однополчанами.
Она спасала солдат в боях под Прохоровкой, при форсировании Днепра, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Польши и Чехословакии. Была и ранена, и контужена. Вспоминает самый страшный момент жизни, уже в Германии. Когда осталась в землянке, где было 18 человек раненных, дожидаться машины для их транспортировки. И через пару часов услышала немецкую речь. Ей оставалось сжать автомат и встать у входа. В памяти история девушки Вари из соседнего полка.
Из восемнадцати раненых выжили только трое, остальные погибли в страшной духоте. А ее на пороге землянки встречала судьба. Молодой лейтенант, даже имени его она не знала (пару раз танцевали вальс в день, когда стояли на отдыхе). Он стал целовать руки и предложил выйти за него замуж, чтобы больше уже никого не бояться. Он тоже знал историю с Варей. И понимая, в какой опасности оказалась Мария, остро ощутил, как ему дорога эта едва знакомая девушка.
В феврале 1945 года подписан приказ по полку считать их мужем и женой. Мария и Иван вместе прожили 48 лет, воспитали детей и внуков. В семье почитали два Дня Победы: 19 ноября, когда грянули пушки Сталинграда, нанося исторический контрудар, и майский Великий.
После войны еще год ходила в форме – продолжала служить. А потом было первое платье из подаренного обреза. Но больше запомнилась прическа-завивка, сделанная в Дрездене в первой попавшейся парикмахерской.
79 лет спустя война в памяти – в датах, названиях освобожденных деревень, городов и стран, в лицах погибших друзей и тех, кого ей, санинструктору, удалось спасти.
И, случалось, после войны она встречала их живыми. Не только благодаря оказанной медицинской помощи, но и драгоценным девичьим словам.