Новости

Пётр Зайченко: вот поэтому жизнь важнее искусства!

Культура 21.08.2012, 15:45
125
0

Поймать артиста в родном городе практически невозможно: съёмки, фестивали, премьеры фильмов, поэтому мы решили действовать, как говорится, по горячим следам, и на следующий день после выписки из больницы договорились с Пётром Петровичем об интервью.

Пётр Зайченко: вот поэтому жизнь важнее искусства!

Встретиться с нашим земляком, заслуженным артистом России, директором Волгоградского филиала Союза кинематографистов России Петром Зайченко мы собирались давно. Было сделано несколько звонков, но интервью каждый раз плавно переносилось: постоянно мешали какие-то внешние обстоятельства. И даже когда мы отправились к Петру Петровичу в больницу, где он проходил курс лечения, на месте застать его не удалось. «Уже выписали», - сказали в регистратуре медучреждения. Поймать артиста в родном городе практически невозможно: съёмки, фестивали, премьеры фильмов, поэтому мы решили действовать, как говорится, по горячим следам, и на следующий день после выписки из больницы договорились с Пётром Петровичем об интервью. Зноем опалённый воздух, небесное светило, ослепляющее глаза, и позолочённые купола Казанского кафедрального собора. Как прилежные ученики, мы – сотрудники редакции - прибыли в назначенное место за 15 минут до встречи. Прячемся в полуденной тени деревьев и ждём появления артиста. Крутим головами в разные стороны, пытаясь угадать, откуда он выйдет, но почему-то взгляд манит направо. Как выяснилось позже, там находится дом, где проживает Пётр Зайченко. Невольно обманув наши ожидания, он показался из-за деревьев почти напротив нас. Не спеша, прихрамывая, опираясь на свой посох, артист двигался к нам навстречу, время от времени поднимая глаза, как бы вопрошая: «И где же они?». «Тут мы, Пётр Петрович!», - крикнули мы ему. Беседовать с нами он был не прочь на бревне, наверное, не случайно оказавшемся посреди солнечного островка. Ему, уроженцу села Кайсацкое, Палласовского района, не привыкать к жаркому, сухому климату. Однако мы пригласили его в машину, и он согласился. – Я пришёл к вам со своей книгой «Жизнь важнее искусства». Однажды для пригласительного на мой юбилей я придумал такие строки: «И подводя итоги жизни всей, скажу: «Кино, спасибо за друзей!», поэтому первая часть книги им и посвящена. Вот, смотрите: Евгений Миронов, Людмила Чурсина, а вот я с Ренатой Литвиновой (она очень любит сухари, которые я ей привозил). Вторая часть называется «Дорога домой», а вот в конце книги список чтецких программ, которые записывались и демонстрировались по местному телевидению. - Каким образом вы нашли к нему дорогу? Сначала я отучился в культпросветшколе. Туда, кстати, набирали по такому принципу: умеешь играть на музыкальном инструменте – берут на оркестровое отделение, слух есть – примут на хоровое. Там проучился год, а потом устроился на Волгоградскую студию телевидения и стал работать осветителем. Здесь мне по всей студии приходилось катать на колёсиках трёхножные, громоздкие электроприборы Capella. Но работали творчески. Я с упоением смотрел на тех, кто делал целые постановочные передачи. Дело доходило до того, что, наблюдая за ними, совсем забывал о своих непосредственных обязанностях осветителя. В конце концов, меня с этой должности уволили. Так закончилось моё первое знакомство с телевидением. А уже после армии, училища, став актёром Волгоградского театра им. М. Горького, я стал почитывать на телевидении различные стихи. Много было и политического. Мне даже доверили читать книгу Леонида Ильича Брежнева, которую в Москве читал Михаил Ульянов (на телевидении) и Вячеслав Тихонов (на радио). – Почему после неудачной первой попытки решили вновь вернуться на телевидение? – Я закончил с отличием Саратовское театральное училище имени Ивана Слонова. Педагоги этого славного учреждения выучили в разное время меня, Олега Янковского, Бориса Андреева, Владимира Конкина и Евгения Миронова. Приехав в родной Волгоград, я устроился на работу в Волгоградский театр им. М. Горького. Так как на руках у меня был красный диплом, мне дали повышенную зарплату – не 75 рублей, как у всех, а 80. К сожалению, ролей мне там не давали, не пригодился, значит. Был я тогда молодой и энергичный, искал, как и другие, подработку. – И нашли её на телевидении? – Актёру трудно найти дополнительный заработок. В первой половине дня он репетирует, а вечером, как правило, играет в спектаклях, поэтому единственное место, где можно получить подработку, - Волгоградское телевидение. Я работал с энтузиастом своего дела, интеллигентом, человеком бездонной эрудиции, режиссёром Иваном Алфёровым. В 60-х годах мы делали с ним театр одного актёра. На телевидении это тогда очень модным считалось. – Из драмтеатра – в филармонию. А дружба с телевидением продолжалась? – Уволился я из театра по благословлению Василия Шукшина, который собирался ставить фильм про Степана Разина «Я пришёл дать вам волю». Я должен был там сниматься, но через год Шукшина не стало, и я отправился работать в качестве артиста-чтеца в Волгоградскую филармонию. Было записано множество художественных произведений в так называемом литературном театре: это и «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, «Сашка» Вячеслава Кондратьева, «Усвятские шлемоносцы» Евгения Носова и другие. Немало выступлений было записано и демонстрировалось по местному телевидению. К сожалению, впоследствии при переходе на современное оборудование многое было утрачено. Молодой режиссёр Валентин Зверовщиков предложил мне сделать «Холстомера» Льва Толстого. Эта работа длилась примерно два часа. Строились декорации, велась работа над звуком, я читал текст. Здесь я познакомился с оператором Евгением Зайцевым. Немало поработал и с оператором Валентином Романдиным. В качестве чтеца я объездил все районные центры Волгоградской области, посёлки и хутора. - Пушкин, Лесков, Астафьев… Судя по списку, в чтецком репертуаре вся лучшая русская классика. А волгоградским мастерам слова внимание уделялось? – Ежемесячно или даже два раза в месяц после выхода в печать книги какого-то нашего поэта или писателя, мы создавали её телевизионное представление, или, если по-современному - презентацию. Например, с Алфёровым мы делали представление произведений Евгения Носова «Красное вино Победы» и Вячеслава Кондратьева «Сашка». Работал и с режиссёром Александром Карповым и с темпераментным, но строгим оператором Евгением Зайцевым. Тогда не существовало бегущей строки, надо было все тексты читать грамотно, без запинки. – Здесь память хорошая нужна. Была ли какая-то своя методика запоминания? – Я вам скажу, как профессионал. Чем лучше стихи, тем легче они запоминаются. Нужно разбираться в смысле того, что читаешь. Почему, к примеру, стихи Пушкина запоминаются почти сами? Человек, закончивший 40-50 лет назад школу, может сидеть и невзначай вспомнить «Мороз и солнце, день чудесный!..». Почему так? Да потому что у этого гениального поэта нет ни одного лишнего слова. – А в школе вы были хорошим учеником? – Только по литературе. Мы могли выйти на уроке с другом и под баян спеть отрывок из поэмы Некрасова «Ой, полна, полна моя коробушка…». Я наизусть знал все стихи, и мы пели до тех пор, пока нас не выгоняли. – Камера вас сразу полюбила? – Мой дебют состоялся в фильме Вадима Абдрашитова «Парад планет». На второй день съёмок ко мне подошли молодые актёры Александр Пашутин и Алексей Жарков и стали говорить: «Ты врёшь, наверное, ты уже где-то снимался, просто мы не знаем». «Да нет, я впервые снимаюсь» – спокойно ответил я, но они мне не поверили. Вадим Абдрашитов сказал: «Начинаем съёмочный план». Я слышал раньше про производственный план, а вот о съёмочном ничего не знал. И снимался я на нашем Мамаевом кургане, поэтому комплимент этих известных актёров я полностью адресую телерадиокомпании. Именно там меня научили, как вести себя перед камерой. Я благодарен ГТРК «Волгоград-ТРВ» и поздравляю всех сотрудников, а также ветеранов телевидения с предстоящим юбилеем. – Я читала, что дед мечтал о вашей педагогической карьере. – Родители мои погибли, я воспитывался у деда, который и научил меня читать. Я был во втором классе, когда в деревне свет провели. Книг тогда было мало, но плохих книг не было вообще. «Зимовье на студёной» Дмитрия Мамина-Сибиряка, «Кавказский пленник» Льва Толстого… Вот на таких произведениях я и воспитывался. Дед мечтал вырастить из меня учителя, взамен своего старшего сына Василия, моего дяди, погибшего на войне. – Почему ослушались? – Когда меня на полуторке привезли в Сталинград, я вышел возле педагогического института и с фанерным чемоданом отправился искать, где на артиста учат. Нашёл музыкальное училище, но когда меня спросили про сольфеджио, я решил, что они ругаются матом. А дальше я попал в культпросветшколу, что на Циолковского, 4, сейчас она называется Волгоградским государственным институтом искусств и культуры (ВГИКом). – Наверно, благодаря чтению вслух у вас с детства такой выразительный голос? – Голос – как голос, какой Бог дал. В Саратовском училище, правда, с нами работали настоящие профессионалы, педагоги по речевому искусству. Они не только учили нас правильно говорить, но и прививали любовь к литературе. После летних каникул мы по парам брали литературные отрывки и делали из них драматические. – На радио не пробовали записываться? – На Волгоградском областном радио я тоже много сделал. В частности, с Натальей Сломовой. Я пришёл к ней со своей новой идеей, и в результате в её воскресной программе слушатели нашего региона познакомились с радиоспектаклем «Бог и солдат» по одноимённому рассказу Вячеслава Пьецуха. Это была 18-минутная миниатюра, разыгранная двумя актёрами. На роль Бога пригласили Евгения Редько – актёра Центрального детского театра, когда-то начинавшего свой творческий путь в Волгограде. Солдата и роль от автора я сыграл сам. – Вы часто работаете с молодыми режиссёрами. Как вам такое сотрудничество? – Я рано подружился с молодыми режиссёрами. Игорь Волошин – первый среди них, кто предложил мне сняться в своём фильме «Охота на зайцев». В процессе съёмок это название в шутку переиначили в «Охоту на Зайченко». Как-то на Кинотавре в Сочи они пригласили меня поужинать на пляже. В ходе разговора я сказал им: «Я умнее, чем выгляжу». Потом ребята мне рассказали, что собирались и обсуждали, стараясь понять глубокий смысл моей формулы. С молодыми режиссёрами работать нужно и интересно, поэтому я соглашаюсь даже на незначительные роли. Когда режиссёр Борис Хлебников показал мне сценарий фильма «Свободное плавание», то мне было интересно поучаствовать в этом. Я играл одного из дорожных строителей. Это люди, которым неинтересно жить. Всё, что они делают на протяжении фильма — издеваются и подшучивают над Лёней и Хрюней, главными героями картины, у которых намечаются какие-то отношения. Я с удовольствием согласился сниматься, так как нравилась идея самого фильма: режиссёр рассказывает о простом парне, который хочет быть полезным и никак себя не может найти. – Вам посчастливилось дважды сниматься с украинским актёром Богданом Ступкой. Что можете сказать о нём? – Это замечательный человек! С Борисом Ступкой мы очень дружили. Особенно сошлись на съёмках фильма «Дом». Здоровался я со Ступкой так: «Хай живут москали!». А он мне отвечал: «Хай живут!». По вечерам после съёмок мы ужинали и рассуждали, немного спорили о литературе. Вся молодёжь сбегалась послушать наши «семинары». Считаю, что потеря такого актёра для украинской культуры невосполнима. Он сильно любил свою страну, свой родной язык и знал его. – Пётр Петрович, какие фильмы с вашим участием мы скоро сможем увидеть? – 16-серийный фильм под названием «Марьина роща». На последнем кадре этого сериала я свалился в прямом смысле этого слова, потерял сознание и попал в больницу. Главные роли там играют Александр Домогаров и Евгения Крюкова. Домогаров перевоплотится в пришедшего с войны муровца Константина Трошина, которого из-за ссоры с высокопоставленным генералом уволили. Трошин с большим трудом смог устроиться участковым и поселиться в коммунальной квартире. Там живёт старый дед, которого я и играю. Когда режиссёр Александр Хван пригласил меня на съёмки, я ему сказал: «Я хромой, и герой Трошин (Домогаров) у тебя тоже хромой». В фильме я говорю Трошину: «Счастливый ты, войну прошёл, а я вот в коммуналке с бабами воевал», то есть счастливым считался тот, кто был на войне. Таких людей я встречал в жизни. – Какие они по характеру? – Они очень завистливые. Если находят военную одежду у фронтовиков, сразу её одевают. Любят с оружием фотографироваться. – Где ещё успели сняться? – В фильме «Легавый», где сыграл батюшку. Подготовка была очень серьёзной. Думал, учил, беседовал со своим другом-священником. Об этом вслух лучше не говорить. Пока эти две работы в прокат ещё не вышли. Вчера вот звонили из Выборга, вновь зовут на фестиваль «Окно в Европу». – Как вы относитесь к своей известности? – Да какая там известность?! После своего дебюта в «Параде планет», когда фильм посмотрели в России и в Волгограде, думал, что меня теперь всюду будут узнавать. И вот стою как-то на остановке, держу авоську в руках, смотрю, поодаль две очаровательные девушки шушукаются и на меня смотрят. Ага, думаю, узнаёте, сейчас подойдёте, спросите. Одна из них отделяется, идёт ко мне и спрашивает: «Курей где брали?». Им не Зайченко, а куры были нужны. Вот поэтому жизнь важнее искусства. (Смеётся). – Вы родись 1 апреля. Чувство юмора всегда с вами? – А как же без этого? Вот вам пример. Было время, когда по телевидению показывали цикл передач «Наши победы в Каннах». Там рекламировали фильмы, среди них «Такси-блюз». На всех кадрах из этого фильма Павла Лунгина показывали музыканта Петра Мамонова, сыгравшего одну из главных ролей, и меня. Таким образом, у зрителей складывалось определённое впечатление. Однажды иду по своему двору, одна мамаша кричит, обращаясь ко мне: «Можно вас на минутку? Васька, иди сюда (зовёт мужа). Тот вскочил. Она спрашивает у меня: – Это ж вы из «Такси-блюз»? – Да, я. – Ну вот. Я ж тебе говорила, что Пётр Мамонов в нашем дворе живёт. – Расскажите о своих внуках. – Один внук Артём в университете учится на социального работника, поэтому если я ему плохо макароны сварю, он говорит: «Дед, я ж буду чиновником и пенсию тебе понижу». Я ему отвечаю: «Нет, не понижай, она у меня и так низкая». Внучка Ксения – человек серьёзный, учится на товароведа. – А вы строгий дед? – Я дед, которого дома нет. Когда моя жена захотела дачу, я ей сказал: «Ты только учти: чем лучше мои дела в кино будут, тем хуже из меня дачник получится». Сейчас вот осел немного по болезни, может быть, побольше времени буду уделять семье. – Спасибо, вам, Пётр Петрович, за увлекательную беседу. Здоровья вам и новых ролей. Будем с нетерпением ждать появления фильмов с вашим участием. Расставаться с Петром Зайченко совсем не хотелось. И дело не в том, что он известный артист и интересный собеседник. Что-то простое, доброе и одновременно строгое есть в этом человеке. А его взгляд с прищуром, хитрый и как бы проверяющий на прочность, я не забуду никогда. Фальшивить с таким человеком даже неприлично, а научиться у него можно многому. /Газета «Эфир»/


Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
показать футер